Довольно расхожем стало сравнение, например, поклонников различных телесериалов, в первую очередь — «мыльных опер», с теми, кто основательно «подсел на иглу». Но, пожалуй, наиболее впечатляюще была сопоставлена безумная мания нью-йоркской домохозяйки Сэры Голдфарб, которую буквально не оторвать от телевизора, и мучения её сына-наркомана Хэрри в фильме, называющемся знаменательно «Реквием по мечте». Его 31-летний постановщик Дэррен Аронофски, который экранизировал роман Хьюберта Селби-младшего, написанный ещё в 1978 году, привлёк внимание в 1998-м весьма оригинальной ультрамалобюджетной картиной «Пи». Между прочим, актриса Эллен Бёрстин, которая была потом удостоена ряда призов за главную женскую роль в «Реквиеме по мечте», как раз согласилась сниматься, посмотрев на видео этот кинодебют Аронофски о маниакальном математике, пытавшемся разгадать одну-единственную формулу существования всего на свете. И если документальная по манере лента «Пи» воспринималась практически в фантастическом плане, то «Реквием по мечте», который снят в лихорадочном, как бы клипово-рекламном стиле (монтажных склеек насчитывается свыше двух тысяч, а обычно их 600—700), даже попал в соискатели премии «Сатурн» как… лучший фильм ужасов, настолько мрачным и пугающим показался тот мир, что был воссоздан на экране.
Собственно говоря, чем отличается исступлённый поиск «утраченных грёз», который предпринимает несчастная и остро нуждающаяся хоть в каком-то сочувствии немолодая женщина, от юношески максималистского стремления заполучить «здесь и сейчас» все радости жизни, даже если они видятся в столь же искусственной возгонке нереализованных желаний и влечений, в бегстве прочь от неприятной и унижающей действительности при посредстве наркотиков?! Оба персонажа «Реквиема по мечте» готовы на этот «улёт», прежде «наширявшись» — каждый на свой манер. И в том, и в другом варианте крайней зависимости от предмета собственной трансформации, который позволяет перенестись, пусть на непродолжительное время, совсем в иные пределы, может идти речь о преднамеренном создании параллельного мира, своеобразного аналога виртуальной реальности, где только и следует искать окончательное умиротворение после всех разочарований и «житейских обломов».
Любопытно, что картина Дэррена Аронофски, которая была выпущена лишь в лимитированный прокат даже при сделанных купюрах в целях получения менее строгого возрастного индекса R, тем не менее, смогла приобрести по-настоящему культовый статус у зрителей. Они чрезвычайно высоко оценили её, например, в imdb — 8,5 из 10 баллов, что уступает показателям всего лишь трём десяткам других популярных кинопроизведений всех времён и народов.
Смотрел кто либо?